Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (111), 2014 г.



Георгий Геннис
"Мрак отказавшей вещи"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2010

"Посмотрите на меня сверху вниз — и увидите дурака. Посмотрите на меня снизу вверх — и увидите господина. Посмотрите мне прямо в лицо — и увидите себя!"
Это говорит не один Чарльз Мэнсон — это говорит современная культура в целом, где любимые герои — Декстер, Лектер, а майки с принтами Джеффри Дамера сбываются "на ура". Эта же линия, в частности, проводится в поэзии Георгия Генниса.
Книга "Мрак отказавшей вещи", если привести цитату из нее же, — "анатомия сокровенных сплетений", оборотная сторона обыденности, обывательства, благополучия, к которым сегодня стремится даже художник, намеренно объявив завет о "трагедии" устаревшим. В таких случаях приходят они — Кроткер и Клюфф, Клеть и Сумерк, Флорина и Борх — противовес здравому смыслу, стремящемуся сегодня подчинить себе даже то, что неподвластно осмыслению.
Нечеловеческое — античеловеческое — творчество подобных персонажей (и вымышленных, и реальных) — это последний инстинктивный рывок искусства к жизни, "крайняя мера". "Жить как вы — вот преступление перед жизнью. Жизнь от таких отворачивается и посылает таких, как я" (Александр Пичушкин). И эти слова, к сожалению, сегодня обретают культурологический и социологический смысл, который, конечно, изначально в них не вкладывался.
В случае "Мрака отказавшей вещи" все не столь серьезно: перед нами сюр, абсурд, приправленный прекрасным юмором. И сама "отказавшая вещь" — мозг одного из главных героев, который "вышибло во время грозы". Но одновременно нет ничего реальнее этих иногда комичных, иногда фантастических, иногда вопиюще, отталкивающе натуралистичных зарисовок из ничьей иной, как нашей с вами жизни. Цитируя все того же Мэнсона: "Я таков, каким вы меня сделали, и если вы называете меня бешеной собакой, дьяволом, убийцей, то учтите, что я — зеркальное отражение вашего общества".
Женщины Сумерка

Леня Сумерк всю жизнь осваивал женщин
Иногда они урчали от наслаждения
иногда вырастали в деревья
и Сумерк не мог приладиться как их вытащить из квартиры
чтобы выросшими ветвями
не обрушить домашнюю обстановку
Оставалось неизбежное

Сумерк вынимал из-под кровати топор
и брался за дело
Слезы вылетали из глаз с каждым взмахом
Сумерк кончал рубку
и кончал сам
Он рыдал в такт изливаемой сперме

Теперь надо было сложить обрубки
в мешки для мусора
и привести себя в порядок

Вынести женщину удавалось как правило
в трех-четырех мешках за пару ходок не более
в зависимости от объема талии
и раскидистости
увлечений

Это не поэтический сборник в обычном его понимании. Это отдельный, имеющий свою уникальную природу субъект литературы и не только ее одной. Книга Георгия Генниса не должна оставаться незамеченной и неизвестной широкому кругу по многим причинам: ее можно рассматривать с разных позиций — чисто эстетической, психологической, социологической — и со всех сторон это, несомненно, явление.

Мария МАЛИНОВСКАЯ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.