Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (111), 2014 г.



Галина Щекина
«Астрофиллит»

 



М.: «Вест-Консалтинг», 2011

 

Нельзя сказать, чтобы поэтесса Галина Щекина изъяснялась «простонародным» или намеренно разговорным языком, чтобы она играла и заигрывалась в показную «диалектологию». Но ее книга «Астрофиллит» вызывает у меня формулировку «простодушные стихи».
Это не литературоведческое, не оценочное и даже не критическое (порицающее) определение, и касается оно не столько формы стихотворного изложения автора, сколько содержания и концепции книги. Сборник стихов воспринимается как откровенный, «распахнутый настежь», исповедальный, несмотря на мудреное название. Загадочный астрофиллит — это поделочный камень, минерал астериксного типа (сложно-синтетический, «застывший» звездами), редко встречающийся в природе.
«Астрофиллит» — стихотворение Галины Щекиной, давшее название всей книге.

 

Он появился с бесшабашным другом
И оторвал меня от каши и посуды,
Принес потрепанных тетрадей груду,
Но чтение пошло сперва с натугой.
Я спотыкалась о понятия иные,
Библейских аналогий простоту.
Искал любви и правды, но не ту
Искал и все-таки уехал…
…Нырнувши тут, он вынырнул в Суоми.
…И вот, весенним схвачена дыханьем,
Поэту я отправила посылку,
Как брошенную в бедствие бутылку,
Закутанное осторожно в вату, обложенное ворохом бумаги,
Исполненное варварской отваги,
Искрящееся виноватым златом…
Чтоб этот темный камень, без огранки,
Игольчатое сумерек сиянье,
Будил, будил одно воспоминанье…

 

На примере этих строк видна поэтическая манера Галины Щекиной. По сути, это житейская история о том, как человек уехал за рубеж, помогал оставшимся в России друзьям, и одна из них в благодарность послала ему редкий минерал «для воспоминаний» — а затем горько раскаялась, что это несерьезная «отдарка». Меж тем астрофиллит, безусловно, обозначает здесь не только артефакт чьей-то молодости. Мне кажется, он своего рода символ — «не все то золото, что блестит». А может быть, строго наоборот: не все то ценно, что выгодно… Но в любом случае это стихотворение показательное для творчества Галины Щекиной. Как бы возвышенны, даже высокопарны ни были слова, они выражают будничные человеческие чувства, которые автор не считает нужным скрывать либо трансформировать в иносказания.
Сборник стихов Галины Щекиной состоит из трех частей: «Поиск», «Тщета», «Утешение». Концепт каждого раздела более или менее соответствует названию. Вторая состоит в основном из стихов‑посвящений, потому мало понятна стороннему читателю. Первая часть — наиболее эмоциональна, женственна:

 

Люби — сказали мне, и я повиновалась.
Люби же, черт возьми… Но дай мне эту малость,
Которая — ничто и все одновременно.
Не будь ее совсем, но ведь была… Со всеми…


Губы, которые трогали плечи, виски.
Имя сквозь зубы.
Можно пропасть от немой непонятной тоски —
Как они грубы.
…Даром небес целование здесь и сейчас,
Жаром настурций —
Выпить любовь за один и единственный раз —
И разминуться.


Ау — тебе, роща из черного кружева,
Капли в зеркало вод.
Ау, одинокое юное мужество,
трусость наоборот.
…Ау, в черном кружеве лунное марево,
Свист нереальный в ночи.
И я ухожу. И глаза мои карие
Солоны и горячи.

 

В части «Поиск» особняком стоит стихотворение «Развалины», которое я бы назвала маленькой поэмой, поскольку его идейно-художественный замысел — «судьба» разрушенной церкви, переплетающаяся с такими же «разрушенными» судьбами людей, живущих под сенью изуродованного храма — эту тесную ирреальную связь поэтесса рисует мастерски:

 

Она стояла, утонув в бурьяне,
Огонь крапивный полыхал по плечи,
И никого в округе окаянной,
И некому помочь ей, да и нечем…
Кричала молча церковь — глас в пустыне —
И купола ее чернила копоть…
А перед нею женщина застыла —
Невольно перешедшая на шепот.
Печальный рот ворот зажат щеколдой,
Решеток ржавых сомкнуты ресницы.
Как может холод быть сильнее холода —
От тех, кто мог непрошено явиться?

 

Галина Щекина проводит явственные параллели того, что вокруг изувеченной церкви творится всякое непотребство — женщина уходит из дома, не нужная своим родным, сходится с мужчиной, не рожает детей, зато желает мужу смерти, после его похорон сама «хворает с тех пор, да не телом», люди живут «чужие друг другу», а священник «лишь прощал любой грех немыслимый» — с отношением к покинутому людьми храму.
«Видишь, церковь — не просто камень,/ Чаша Духа Святого, она поможет» — но кому и каким образом, если все забыли о нематериальном, о вечном?.. Страшное, но удавшееся с литературной точки зрения стихотворение. С ним перекликается первое стихотворение в третьей части книги — «Утешение» — стихотворение без названия:

 

Сиреневый рассвет для медитаций,
И звон воды, и холодность сосуда,
И следует смотреть, но не касаться
Того, что зарождается покуда…
…Где золото рассветного напитка
Сердитой синевой тебя остудит.
Сладка ошеломительная пытка —
Касания небес страшатся люди.

 

Здесь Галина Щекина отвечает на риторический вопрос, как так вышло, что и храмы в русских деревнях заброшены, и, что страшнее, в русских душах внутренние «храмы» порушены либо загажены. В целом же в части «Утешение», несмотря на то, что название как будто подсказывает, нет ни одного «духовного» стихотворения. Утешением поэтессе служат природа («Стоит же мне захотеть — и накроет забвение сада»), капризы погоды, в которых она умеет находить привлекательность, цветы, ягоды, простые домашние радости и сладкие мгновенья бытия:

 

И подводной струей, и воздушной волною над ней
Век покажется бархатно-сладок.
Это дно полосатое быстрых и солнечных дней
Сохранит озорной отпечаток.

 

Елена Сафронова



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.