|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 06 (110), 2014 г.
Евгений Степанов
"Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала XXI веков. Организация современного поэтического процесса"
М.: "Комментарии", 2014
В рецензии на трехтомник "Евгений Степанов. Жанры и строфы современной русской поэзии. Версификационная практика поэтов ХХ и ХХI веков" (М.: Вест-Консалтинг, 2013), вышедшей в журнале "Знамя" № 7 за 2014 год, литературовед Юрий Орлицкий пишет: "Степанов портретирует то, что есть в современной словесности. И поэтому всякие попытки судить его как теоретика бессмысленны: действительно, в книге представлены наиболее распространенные и наиболее заметные… практики: от элегического дистиха и не только и сонета до верлибра и визуальной поэзии".
Далее по тексту рецензии Юрий Орлицкий продолжает проводить и аргументировать ту мысль, что Евгений Степанов не столько теоретик литературы, сколько "практик от литературы", а также прослеживает этимологию издания "Жанры и строфы…". По мнению Юрия Борисовича, "главным ориентиром антологии" являются "две книги поэта и культуролога Сергея Бирюкова (кстати, в полном смысле слова учителя Степанова), вышедшие несколько лет назад, “Зевгма” и “Року укор”, построенные именно как галереи версификационных практик". Иными словами, Юрий Орлицкий подчеркивает, что в литературном исследовании есть "сухая теория", а есть и "практика", призванная не столько осуществлять умозрительные построения, сколько иллюстрировать теоретические выкладки практическими подтверждениями и примерами.
Слово "практик" здесь не несет оценочной нагрузки, а справедливо обозначает обширную деятельность Евгения Степанова по популяризации современной поэзии, "открытию" незаслуженно малоизвестных поэтов, изданию поэтических книг и пр.
Рецензия Юрия Орлицкого упомянута здесь потому, что, на мой взгляд, новая книга Евгения Степанова — авторская монография "Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала XXI веков. Организация современного поэтического процесса" концептуально продолжает линию литературно-практической деятельности этого поэта и филолога. Хотя эта книга не является изданием "ранее неизвестного контингента русской поэзии". И в ней "авторский текст" уже не "занимает меньше пяти процентов общего объема", как иронизировал над предыдущей книгой Юрий Орлицкий.
Книга содержит авторские статьи Евгения Степанова, посвященные дефиниции жанровых и стилистических особенностей различных образцов русской поэзии. Как и в "Жанрах и строфах…", статьи сгруппированы по темам, что облегчает изучение книги и делает возможным выделение отдельного вопроса. В первой главе анализируются строфика, жанры, рифмы, тропы и фигуры русской поэзии середины XX — начала XXI веков. Представлены моностихи, дистихи, терцеты, катрены; рассматриваются сонеты, визуальная поэзия, частушки, палиндромы, эпиграммы и пародии (все эти жанры и строфы фигурировали и в предшествующем издании, потому их "родство" видно невооруженным глазом); здесь же рассматриваются "современные" и "несовременные" рифмы. По Степанову, рифма от XVIII века, начала русской поэзии, заметно эволюционировала, от нее стали требовать гораздо больше, чем во времена Тредиаковского: "Если в XVIII (и даже в XIX) веке только минимальное совпадение гласных и согласных звуков в конце строки могло считаться удачной рифмой, то в нынешнее время лучшие поэты предельно усиливают концентрацию звуков, глагольная рифма без опорной согласной становится непредставимой в профессиональном сообществе".
Я бы добавила — "либо профессиональное сообщество успешно выстраивает формы стиха, которым рифма не обязательна". Но об этом можно прочесть во второй главе книги Евгения Степанова — "Поэтические группы и стилистические индивидуальности поэтов середины ХХ — начала XXI веков", в тех главах, где речь пойдет об "Академии Зауми" Сергея Бирюкова или о других "нетрадиционалистах", вроде Всеволода Некрасова. Вторая глава состоит из "портретов" литературных явлений не в алфавитном порядке и не по "статусу", но в хронологической последовательности: "Незамеченные классики" (Георгий Оболдуев и Семён Липкин), "Шестидесятники" (в числе коих упомянут Владимир Высоцкий, причем Степанов находит для него неожиданное концептуальное родство — "Высоцкий — как бы внештатный, младший! — “лианозовец”, но с гитарой"), "“Полюса” великой ленинградской плеяды" (Иосиф Бродский и Алексей Хвостенко), "Литературные группы и направления" (от традиционалистов вроде Прасолова до "Рок-кабаре" Алексея Дидурова, от метаметафористов Ивана Жданова и Константина Кедрова до "иронистов" и "дикороссов", к последним относятся, по Степанову, Юрий Влодов и Валерий Прокошин). Но и на этом не кончается "панорама": Евгений Степанов уделяет внимание поэтам, находящимся "Вне групп и направлений" (Георгий Геннис, Татьяна Данильянц, Михаил Бузник, Кирилл Ковальджи), а также "Новым именам", включая "скандального" Орлушу.
Но и эта подробная "экспозиция" русской литературы за шестьдесят лет — не предел. Евгений Степанов поставил себе цель в монографии осветить все, что может относиться к русской поэзии указанного периода — и потому в третьей главе его книги освещаются "Профетические особенности и функции русской поэзии", то есть пророческие способности поэтов и факты проявлений таковых. В этой главе фигурируют не только "чистые" поэты (Сергей Есенин, Николай Рубцов, Борис Рыжий, Анна Альчук, Татьяна Бек, Александр Ханьжов), но и человек "синтетического" дарования Виктор Цой, которого поколение 80‑х запомнило как рок-барда. Однако Степанов рассматривает его как автора эсхатологических стихов и напоминает, что "образ поэта — составная и неотъемлемая часть его литературной судьбы". Этот тезис, увы, подтвердился и с Цоем.
Четвертая глава монографии Евгения Степанова от личностей переходит к тенденциям и рассматривает актуальный сегодняшний феномен "толстожурнальной поэзии" на примере журналов "Новый мир", "Дети Ра" и "Знамя", то есть изданий, наиболее ярко выражающих собственные позиции в отношении качественной поэзии. Завершает книгу краткий обзор российских поэтических премий. Но самое интересное и неожиданное в ней — главка "PR-стратегии в области поэзии", раскрывающая "секреты" популярности одних авторов в ущерб известности других, возможно, более одаренных. Это последняя главка в книге, и по факту ее наличия можно смело сказать, что работал над монографией практик, изучивший все сферы литературной деятельности на собственном опыте. Следовательно, книгу Степанова можно использовать не только как теоретическое изыскание, но и как практическое подспорье.
Елена САФРОНОВА
|
|