Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (110), 2014 г.



 "Творческий метод писателя Александра Файна"


М.: "Комментарии", 2014

Эта книга, как недвусмысленно гласит аннотация, имеет определенную целевую аудиторию: "Книга будет интересна филологам, литературным критикам, всем читателям, интересующимся творческой мастерской писателя Александра Файна".
Александр Файн — современный прозаик, автор публикаций в "толстых" журналах и четырех книг — сборников рассказов и повестей "Мальчики с Колымы", "Прости, мое красно солнышко", "Среди людей", "Так это было", лауреат Премии им. А. П. Чехова. С момента появления на свет его первой книги прозаик стал объектом пристального внимания критиков и литературоведов. Так сложилось, что о его прозе и его творческом методе написали весьма известные, чтобы не сказать сильнее, культурные деятели, начиная с министра культуры РФ Владимира Мединского и писателя Виктора Ерофеева. А также — Елена Зейферт, Ольга Денисова, Евгений Степанов, Наталия Лихтенфельд, Натан Солодухо, Елена Кацюба, Ирина Горюнова, Камиль Хайруллин, Владимир Коркунов…
Я тоже писала рецензии на две книги Александра Файна, и они вошли в данную книгу, поэтому оценивать сборник "Творческий метод писателя Александра Файна…" на предмет содержания мне как-то не с руки. Хотя на первый план в книге заслуженно выступают работы других авторов. Обращает на себя внимание фундаментальная, не полностью "уходящая" в литературоведческое исследование, но тяготеющая к нему статья Ольги Денисовой "Метод писателя Александра Файна", ранее опубликованная в газете "Литературные известия", журналах "Дети Ра" и "Персона PLUS". Она предусматривает, кажется, все, что можно сказать о писателе, чей литературный путь еще не закончен. Ольга Денисова анализирует ряд рассказов Файна, которые представляются ей "опорными" для его творчества, обращает внимание на их скрытую и явную логику, выявляет языковые приемы, свойственные этому автору и создающие особый эффект, необходимый ему для достижения нужного воздействия на читателя — и не боится назвать этот эффект "катарсисом". Особо оговаривает Ольга Денисова и манеру Александра Файна возвращаться к опубликованным текстам, дорабатывать их, порой "просто" добавляя деталей, а порой и существенно меняя сюжет, слог, концепцию и исход произведения, и вновь публиковать под иными названиями. По мнению Денисовой, "добавляя что-то новое в сюжет или характер героя, он как будто дает своим персонажам возможность осмыслить нечто важное еще раз, понять то, что недопоняли, в чем ошиблись…". Не уступают работе Ольги Денисовой по вдумчивости и глубине проникновения в "исходный материал" две статьи Владимира Коркунова: "Творческая лаборатория Александра Файна" и "Писатель Александр Файн и новая форма рассказа". Основная мысль Коркунова — что Александр Файн создает на наших глазах новую форму, которую критик условно называет "рассказ-судьба". Любопытен и разбор рассказа "Мой друг Вася", осуществленный доктором философских наук Натаном Солодухой, который, фиксируя собственные ассоциации и мысли по ходу чтения этой истории, добрался до "национального вопроса" в России и постыдной практике "пятого пункта", принятой в советские времена.
На первую часть вопроса попытаюсь ответить по опыту собственного прочтения. Сама по себе идея неплоха и для писателя, и для его исследователей. Хорошо, что книга получилась несколько эклектичной. Несомненно, ради большей "живости", читабельности в нее включено и интервью, взятое Евгением Степановым у Александра Файна (опубликовано ранее в журнале "Дети Ра"), и фото из семейного архива прозаика. В интервью герой признается: "Обязывающее слово “писатель” по отношению ко мне пока все еще вызывает у меня недоверчивую улыбку". Возможно, для Александра Файна выход этой книги был серьезным испытанием "медными трубами"!

Елена САФРОНОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.