Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 19 (23), 2009 г.



НИКОЛА ИНДЖОВ

ГАСНУЩИЙ НАРОД
В своем знаменитом словаре болгарского языка Найден Геров приводит следующее объяснение понятию "беженец": "человек, который бежал в чужие края из необходимости, как в смутные времена от гонений и др.".
В результате насильственных гонений после Русско-турецкой войны 1877-1978 г., Балканских войн 1912-1913 г. и Первой мировой войны 1914-1918 г. более 1 000 000 болгар были изгнаны из родных мест. Вот статистика:
600 000 — из Македонии и Эгейской Македонии
400 000 — из Беломорской и Адрианопольской Фракии
100 000 — из Добруджи, Валахии и Бессарабии
50 000 — из Моравии и Западных окраин
20 000 — из Банат
У Болгарии были отняты 127 752 квадратных километров земель:
В Добрудже — 23 262 кв км
Во Фракии — 23 376 кв км
В Моравии и Западных окраинах — 21 594 кв км
В Македонии — 60 000 кв км
Таким вот образом Болгария съежилась на половине своей исконной территории — на 103 146 кв км. Это то, чем мы сегодня располагаем.
Но завтра?
Завтрашние потери следует прогнозировать в соответствии с вчерашними, поскольку речь идет о едином процессе, который продолжается третье столетие — обезболгарение Балканского полуострова. Это злая, горькая, страшная историческая истина. Само Освобождение от турецкого рабства в 1878 г. выглядит последней попыткой силой сохранить болгарскую народность. Может быть, поэтому наш народ интуитивно воспринимает россиянина как "дедушку Ивана" — спасителя и избавителя, и, может быть, по той же самой причине сегодняшние апологеты обезболгарения отрицают освободительный характер этой же самой войны...
Вчерашние потери преимущественно территориальные, завтрашние видятся как потери человеческие. Вчера у нас отняли землю, сегодня и завтра отнимают народ.
Что в сущности у нас было отнято?
У нас отняли Средиземноморскую Болгарию в лице Беломорской Фракии и Эгейской Македонии, два крупных острова — Тассос и Самофраки. То было геополитическое пространство, на котором осуществлялись наши контакты со средиземноморским миром. На протяжении веков в направлении Египта и стран Ближнего Востока развивалась традиционная болгарская торговля и осуществлялись паломнические путешествия к Гробу Господню.
У нас была отнята Вардарская Македония, которая всегда являлась неистощимым источником болгарской народности, опорой болгарского православия вблизи Афонских монастырей, а посредством Охридской книжной школы — средоточием болгарской духовности.
У нас был отнят классический Онгл — тот форпост всадников хана Аспаруха у дельты Дуная, откуда в седьмом столетии они двинулись на юг, чтобы основать одно из старейших государств в Европе — древнюю Болгарию. Онгл — это была территория почти прямого контакта с братскими славянскими народами Украины и России.
У нас была отнята непосредственная близость с Городом городов — Константинополем, где доныне сохраняются неисчезающие следы болгарской народности и истории.
Как совершилось все это?
Беспощадным к Болгарии международным договорам /Берлинскому, Бухарестскому, Лондонскому, Нейскому, Ангорскому/ предшествовали очевидные насилия над болгарами на всем полуострове. Осенью 1913 г. турецкие власти организовали насколько массовых убийств болгар в Адрианопольской Фракии, Беломорской Фракии, близ нынешнего города Маджарово, в Малгарском и Кешанском районах Турции. В период 1920-1922 г. греческая администрация на кораблях интернировала почти поголовно население десятков болгарских беломорских сел на острова в Эгейском море до самого Крита, как и в Волосскую, Ферсальскую и Леринскую области.
И Турция как государство, и Греция как государство обезболгаривали и продолжают обезболгаривать Фракию. Здесь не осталось ни одного болгарского наименования какого-нибудь селения, а на официальных географических картах наших соседей, к примеру, даже третий по величине современный болгарский город Пловдив отмечен как Филиппополис или Филибе.
К известным международным договорам прошлого нужно добавить и не столь известные договоренности в Ялте и на Мальте. А вдруг там уже запланированы завтрашние потери Болгарии?
Завтрашние потери, согласно некоторым исследованиям, означают потерю народа. Иллюзорными остались надежды, что в конце ХХ века родится десятимиллионный болгарин. Наоборот, болгарское население становится все более малочисленным, а в чисто антропологическом смысле болгарский тип человека являет собой едва лишь две трети населения страны.
На балканских широтах никакой другой народ не снижает свой естественный прирост, только мы со дня на день все больше таем, как из-за непомерно обширной эмиграции молодежи, так и из-за увеличившейся по социальным причинам смертности оставшегося стареющего населения. Гаснущий народ — не так ли выглядит болгарский народ сегодня? Неужели так история возблагодарит народ, который дал миру славянскую письменность — основу новой человеческой цивилизации?
Век ХІХ закончился для нас как век беженцев, ХХ — начался и завершился также как век беженцев. В ХХІ век наступил, обремененный беженскими столкновениями вблизи нашей земли в сочетании с сильным беженским отливом болгарской крови. Смута, которая вызывает беженские волны, не есть следствие единственно политики или войн. Беженцем можно стать, потеряв надежду и веру в Отечество — по своей сути это и есть современное продолжение процесса обезболгарения в глобальном мире.
Перевела с болгарского Людмила ПИСАРЕВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.