Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (109), 2014 г.



Юрий Хрычёв
"Теория и практика новых форм классического стихосложения"


М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Новая книга поэта, члена Союза писателей России Ю. И. Хрычёва — второе издание книги "Развитие классических форм стихосложения", вышедшей в издательстве "Орбита-М" в 2009 году.
Автор не только теоретически, но и практически исследует новые формы стихосложения:
8-стишной строфы, каждый стих которой начинается одним и тем же определяющим ее словом, и твердой 8-стишной формы, а также формы сонета и 13-стишной твердой его формы.
 Автором приводятся  в книге рецензии на первое издание — как положительные, так и отрицательные. Рецензенты — от лояльного Льва Аннинского, написавшего предисловие к первому изданию "Стремительный бег двуколок, преследуемых тройками", — до "распекающего" книгу ведущего научного сотрудника отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка РАН Перцова Николая Викторовича.
В эссе "Мой путь, первые отзывы" Хрычёв подчеркивает, что Лев Аннинский — не ангажированный каким-либо направлением критик, обратил главное внимание на сонет — теоретическое исследование автора, с классических, италло-французского (два катрена и два терцета) и английского (три катрена и замыкающее сонет двустишие) канонов до русского пересоздания и выявления в этом пересоздании национального русского характера.
Почему именно сонет как теоретическое исследование привлекает внимание автора? Наверно потому, что сонет он считает "идеальным воплощением закона искусства — достижение наибольшего эффекта самыми экономичными средствами". Отталкиваясь от формы сонета  Петрарки и Шекспира, Хрычёв разрабатывает русский вариант, напоминая, что попытки, правда немногочисленные, были и раньше. Так, например, автором приводятся наиболее значительные имена в области освоения русского сонета: Игорь Северянин, который ввел новшество — рефрен, Иннокентий Анненский, Аполлон Григорьев, опробовавший рифмовку abba abba cdde ee, которую применила потом Новелла Матвеева в сонете "Хвощ". Говоря о 17 внешних и внутренних условиях законодателей классического французского сонета (количество стихов — 14, объединение стихов в 4 строфы, наличие конфликта и т. д.), Хрычёв доказывает на примере стихотворений А. С. Пушкина "Сонет" и "Поэту", что каноны не всегда бывают соблюдены даже великими поэтами.
Автор приводит пример и из своей книги "О рок тихотворений", предлагая русскую форму сонета, в котором главное новшество — замена катренов на двустишия — должно подчеркивать национальный признак русского характера.
В сонетах Хрычёва  — напевность, связь с природой, переключение с грусти на философское объяснение бытия, нахождение радости в духовном, лабильная смена настроений и чувств.

Догорала зорька, догорала,
В небесах улыбка пропадала,
Уходила радость, растворялась,
Как с порога ты… и не прощалась!
Облака заодевались в голубое,
Лихо синее, холодное, скупое,
К сердцу грусть бездомная просилась,
А душа, душа не согласилась!

И раскинув крылья, полетела,
Прихватив и скарб в свою котомку —
Ей понравилось мое крутое тело,
Глаз загадочная русская бездонность!
А над песней плакать много ль толку —
С той поры души-летуньи склонность
         манит, манит,
                             манит в невесомость!

Практика, признается автор, по отношению к теории гораздо сложнее, так как "художественный эффект зависит не только от мастерства автора, но и главным образом, от вкуса и подготовки конкретного эксперта (читателя, слушателя)".
Собственное творчество в книге, как подтверждение разработки новых стихотворных форм, не просто примеры теории, — они имеют право на вполне самостоятельную художественную жизнь.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.