Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (109), 2014 г.



Семён Каминский
"30 минут до центра Чикаго"


М.: "Вест-Консалтинг", 2012

Рассказы из книги Семёна Каминского "30 минут до центра Чикаго" вполне умещаются в жанровые и концептуальные рамки "эмигрантской прозы". Тема эмигрантского житья-бытья автору хорошо знакома: он сам с конца 90‑х годов живет в Америке, здесь вышли еще две книги его прозы. Автор, как и его лирический герой, проживает в Чикаго, и это вряд ли может быть случайным совпадением. Задумывал ли Семён Каминский рассказы, вошедшие в этот сборник малой прозы, как страницы некоей исповеди, или не был тут автобиографичен, а просто поместил своих героев в ту же среду и обстановку, где пребывает и сам, — но все произведения в "30 минутах до центра Чикаго" ярко окрашены авторским "я".
Я бы сравнила интонацию Семёна Каминского с интонацией известной повести Шолома Алейхема "Мальчик Мотл". Если помните, "Мальчик Мотл" — это история эмиграции нищего еврейского семейства в Америку через Европу после того, как на родине, в местечке, они хватили много лиха и нужды, рассказанная безыскусно и потому впечатляюще от лица ребенка, этого самого Мотла. Речь не о прямых событийных совпадениях, хотя Семён Каминский во многих рассказах проводит сюжетную линию, начавшуюся по одну сторону Атлантического океана, а закончившуюся по другую. Просто, на детский взгляд мальчика Мотла, их шумная семья, пересекшая Атлантику, никуда не уехала от своей бедности, несбыточных мечтаний, невыполнимых прожектов старшего брата Эли и прочих элементов "еврейского счастья". И у Семёна Каминского часто в прозе звучит та же самая нота: "От себя не убежишь!".
Рассказы в книге "30 минут до центра Чикаго" разделены на две главы: "Там" и "Тут". Поскольку автор живет в США, соответственно, "Там" — это рассказы о Советском Союзе; действие их происходит в неназванном городе, под вымышленным обликом которого угадывается настоящая родина прозаика — Днепропетровск. Но "там" следует понимать шире: это не просто территория бывшей УССР — это такой "остров детства", "страна воспоминаний", где, даже если в реальности было плохо, в памяти все хорошо! Хотя не все рассказы "радужны" по содержанию… Ведь "Там" был и жестокий дефицит продуктов, и социальное неравенство, и межнациональная неприязнь, которую особенно часто испытывали на себе "мальчики Мотлы", и одноклассники травили "слабаков", и даже разыгрывались нешуточные драмы — например, мать вступилась за сына, над которым потешались в школе, выстрелила из табельного пистолета мужа в главного обидчика сына, а сын потом отказался от "сиделой" матери… Да уж, не самые приглядные картинки!.. Но у Семёна Каминского они окрашены мягким задушевным отношением — он не из тех, кто "оглядываясь, видит лишь руины" (© И. Бродский). "Там" "ботаник" (хотя такой клички еще не знали) вызвал к себе уважение у уличных "королей" тем, что спел им песни Высоцкого, а президент банка сохранил в память о "чьей-то прошлой жизни" дореволюционный кирпичный дом и устроил в нем правление своего процветающего кредитного учреждения, потому что не забыл о своих обстоятельствах появления на свет и не отрекся от них…
Парадоксальным образом рассказы из главы "Тут" — американские — немногим отличаются от рассказов из главы "Там". Далеко не все они посвящены сугубо американской жизни. Таковы забавная байка "День всех святых", житейская история эмигрантки, "идущей по трупам", чтобы прижиться и процветать в незнакомой стране, "Саша энд Паша", грустно-лирическая история "Сладкие радости индейского лета", зарисовка "Ангелы по пять" из комиссионного магазина Армии Спасения… Основная же масса рассказов из "Тут" содержит ретроспективу из какого-то далекого "Там". Гарднеровские чайные чашечки связывают воедино действие рассказа, который так и называется "Сервиз Гарднера" — семейная сага начинается в годы Гражданской войны на Украине, продолжается в пору Великой Отечественной на Урале, а завершается в наши дни в американском мегаполисе, но завершается ли, ведь в сервизе еще целы много чашек?.. Застряв в автомобильной пробке по пути к центру Чикаго, герой рассказа, давшего название книге, смотрит в окна окружающих его машин, а видит дом своего детства и его окно, служившее пацану зрелищем лучше всякого телевизора: "Внезапно сцена за решеткой частого оконного переплета среди темной, старой кирпичной глыбы загоралась светом. Свет был разным — и по силе, и по оттенку, и по положению. Это жильцы, выходя на кухню коммуналки, включали кухонную лампочку, каждый — свою. И появлялись в поле зрения единственного зрителя, о котором они не знали…". Воистину — от себя не убежишь, и эта мысль служит лейтмотивом сборника рассказов Семёна Каминского.

Елена САФРОНОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.