Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (109), 2014 г.



 "Творческий метод писателя Александра Файна"


М.: "Комментарии", 2014

В серии "Мастера", основанной в 2013 году издательством "Комментарии", подготовлена и вышла в свет книга "Творческий метод писателя Александра Файна". (Составитель к. ф.н. Е. Степанов.)
В книгу о методологической работе А. Файна вошли статьи, интервью, рецензии известных писателей и литературных критиков Виктора Ерофеева, Эдуарда Просецкого, Ольги Денисовой, Елены Зейферт (доктора филологических наук), Елены Кацюба, Елены Сафроновой, Владимира Коркунова, Камиля Хайруллина (кандидата философских наук) и других, а также стенограмма презентации книги "Прости, мое красно солнышко" (издательство "Астрель", 2009), состоявшейся 10 декабря 2009 в Болгарском Культурном институте. Не остался равнодушным к произведениям писателя и министр культуры Владимир Мединский, называющий творчество Файна "энциклопедией советской жизни": "Это история в деталях. Энциклопедия в лицах. Деталях, которые уже исчезли, людях, которые ушли. Но мы знаем: мы их продолжение".
Предлагаемый к изучению материал о творчестве, основанном на реальной, но не личной, по утверждению писателя, жизни, позволяет читателю более детально и вдумчиво изучить метод работы как писателя, развернувшего перед нами панораму целой эпохи, так и нашего современника, участвующего в процессе жизни страны, имеющего огромный опыт практической работы. Елена Сафронова пишет об Александре Файне: "Он профессор, автор более семидесяти изобретений в сфере оборонной техники, руководитель крупного предприятия". Много лет он проработал в промышленности, был главным конструктором по ряду образцов новой техники. Он знает жизнь изнутри.
Недаром сборник рассказов и повестей "Среди людей" стал номинантом самой престижной литературной премии в России "Большая книга" за 2012 год.
Творчество Файна заслуживает подробного литературного разговора, который и объединен усилиями критиков, писателей, деятелей науки и культуры в данном сборнике.
Говоря о том, что энциклопедия русской жизни середины XX века не может быть написана в обход кровавой истории, Ольга Денисова пишет в статье о творчестве Файна, что все же не это главное в его произведениях: "… не ужасы бесчеловечного времени — главные предмет и цель литературного творчества Александра Файна. Победа жизни над смертью, сохранение человеческого достоинства, любовь — это то, что пытаются сберечь и вынести из ада лучшие герои его прозы".
Собран богатый материал для детального изучения ускользающей правды жизни уходящей эпохи. Так как время движется по спирали и в чем-то повторяется на новом витке истории, в главном сохраняется актуальность произведений настоящего мастера слова, чутко уловившего не только признаки времени, но и основное в нем — человека во всей его истинной, иногда не очень лицеприятной природе.
Интересна статья Владимира Коркунова, подробно изучившего "мастерскую писателя": бережное отношение к языку и советскому прошлому, не обличительный, а описательный характер его произведений, оперирование фактами, из которых читатель может сделать свой собственный вывод, краткость и точность изложения, погружение читателя в прошлое, так что "пропадает ощущение нахождения в настоящем", продуманная композиция, позволяющая "подобраться ближе к авторскому замыслу". Он подробно исследовал также новую форму рассказа (рассказа-судьбы) и ключевую задачу, которая состоит в том, чтобы показать историю страны в судьбах людей.
Утверждая, что современная русская проза будет двигаться неизбежно в сторону синтеза искусств, — "изящной словесности, публицистики, научной документалистики, возможно, даже поэзии", — Евгений Степанов подмечает эти особенности и в прозе Файна.
В интервью, данное журналу "Дети Ра" (6 (92), 2012), на вопрос "какие задачи Вы поставили перед собой как перед писателем", Александр Файн отвечает: "Общеизвестны слова классика XX века, что каждый человек может написать одну хорошую книгу — историю своей жизни. А уже потом читатель обращает внимание на сюжет, слово. Заветная мечта — написать историю “моей” России через рассказы-судьбы. В сборнике “Среди людей” такие, еще весьма робкие, попытки предприняты".
Эдуард Просецкий называет Александра Файна "летописцем своего времени", "мастером тонкого психологического рисунка" и видит в этом "достойнейшую миссию писателя".
В книге представлены фотографии из домашнего архива писателя.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.