|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 04 (108), 2014 г.
Ирина Голубева
"Здесь тишину называют по имени"
М.: "Вест-Консалтинг", 2014
Российский город Иваново — это не только город невест, но и творческих людей — поэтов, писателей, художников. Ивановская земля является родиной поэта К. Д. Бальмонта, французской писательницы Натали Сарот, поэтов‑фронтовиков М. Дудина, Н. Майорова, В. Жукова. Замечательный поэт и художник Ян Бруштейн — также житель этого города.
Поэтесса, переводчик, бард и композитор Ирина Голубева родилась в Иванове, но с 1972 года живет в Москве. Со студенческих лет она сочиняет песни и стихи, выступает как автор-исполнитель. В литературной передаче "Библиотека Евгения Степанова" в диалоге с ведущим Ирина признается, что никогда не считала себя поэтом. Прежде всего, она музыкант (окончила ГМПИ им. Гнесиных). Стихи, говорит Ирина, рождались вместе с мелодией, которая звучала внутри. Ее личные переживания, казалось ей, не могут быть интересны другим, но как всегда это происходит с настоящей поэзией — многим литературным ценителям творчество поэтессы оказалось созвучным:
Очень личное. Даже бумаге кажется:
Столько цветов не бывает в одном саду.
Наше ли счастье по склону скатилось камушком?
Я ли по следу за ним все иду, иду…
Очень личное. Даже друзья тревожатся:
Что за туманность? И чей это там искус?
Неназываемое на бумаге сложится –
веточка к ветке — в лазоревый нежный куст…
В 2010 году в издательстве "Вест-Консалтинг" вышла первая книга стихов Ирины Голубевой "Согласование времен", сложившаяся из того, что накопилось за долгие годы. Книга была удостоена премии им. А. С. Грибоедова.
"Здесь тишину называют по имени" — вторая книга поэта. В нее включены стихи, сочиненные после 2010 года, а также знакомые читателю стихи разных лет.
Ирина Голубева следует лучшим поэтическим традициям бардовской песни, но круг тем ее поэзии не очерчен только рамками современного авторского творчества, в котором хотя и очевиден приоритет текста над музыкой, но нередко оно нисходит от героического романтизма основателей этого жанра до пресловутого описания быта, до "печали и скепсиса по поводу жизненных неурядиц".
"Утрачен и прежний смысл и пафос “песен основоположников”… Романтизм и прекраснодушие — черты характера отживающей страты интеллигенции, неизбежно теряющей прежние позиции в эпоху социально-политических катаклизмов", — пишет Елена Сафронова в статье "А что-то главное пропало".
В поэзии и музыке Ирины Голубевой не пропало главное. "Программа жизни", заложенная как фундамент теми, кто создавал этот жанр (Галич, Высоцкий, Окуджава, Городницкий и т. д.) продолжает утверждаться в ее творчестве. "Поиск истоков" — задача любого поэта на протяжении жизни. Но сомнения в том, что кому-то это важно, кроме тебя самого, всегда сопровождают творческого человека. Отклик — это, конечно, важно. Но прежде всего — "поиск истоков", то есть, проще говоря — поиск смысла бытия как оправдания своей жизни.
Кому интересны мои "ренессансы"?
Лучи перспектив не изменят пространство
трех комнат, где спрятан в клубке традесканций
кошачьего глаза прищур.
Кудесник с экрана читает молитву,
сосед за стеной распивает пол-литру,
создатель купюр расширяет палитру…
А я все истоки ищу.
Она ищет истоки и ведет разговор с внутренним собеседником, который переходит в диалог со слушателем и читателем, тема же личных поисков становится темой "преодолений и восхождений" — изначально присущая авторской песне тема.
Поговорим! Вот столик на двоих!
Прямая речь. И ты напротив. Длится
наш разговор, чтоб всласть наговориться,
забыв на вечер о делах иных…
.................................................
…Мы будем жить, вдыхать земную ширь,
ловить губами радугу и вьюгу,
измерим мир количеством вершин,
открытых и подаренных друг другу!
Над веком нашим дымным воспарим!
И верится, наступит день весенний –
мой внутренний, мой милый собеседник
устроится за столиком моим.
Наследнице Левитанского и Бродского (последнего она считает недосягаемым эталоном и ориентиром), Ирине очень важна музыкальность в поэзии. Стихотворный цикл "Музыкальных ассоциаций", посвященный Гайдну, Шуберту и Чайковскому, неслучайно поэтически созвучен мелодиям композиторов, ведь перед нами книга и поэта, и композитора в одном лице. Стихи Ирины Голубевой настолько самодостаточны, что имели бы право на существование и без дополнительного музыкального оформления, что является редким свойством бардовской поэзии.
Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД
|
|