Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (108), 2014 г.



Елена Павлова
"Шорох времени"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2012

В предисловии к сборнику стихотворений и эссе "Шорох времени" Елены Павловой кандидат филологических наук Татьяна Виноградова старается выстроить определение и характеристики поэтики Павловой: "Философская лирика. Глубокая. Лаконичная. Похожая на древних китайцев. Похожая на видеоряд фильмов Тарковского. Ни на что не похожая. …Поэзия Елены Павловой являет сложный синтез".
В принципе, "сложный синтез" — это не определение, это, скорее, признание беспомощности рецензента, его неспособности поверить алгеброй (здесь — филологией) гармонию. Впрочем, несколько ключевых моментов Татьяна Виноградова подмечает точно: это и сходство верлибров Елены Павловой с хокку, и общее влияние восточной поэтики, и родственность ее поэтического слога со стихами Геннадия Айги, и медитативность этой лирики:

река отражает небо
и лист
который падает в небо

кривое
зеркало
иллюзии
скрывает
настоящую
форму мира.

Точна и констатация "сложного синтеза". Он проявляется и в конструкции сборника. Пять циклов стихов ("Незаменимое", "Он и она", "Океан", "Человек-поле", "Совершенство") сменяет эссе "Управлять реальностью — владеть жизнью". Это довольно любопытный текст, но он не художественный, а, скорее, просветительский, из области духовных практик. Дело в том, что слова "сложный синтез" применимы и к личности Елены Павловой, которую аннотация представляет как "поэта, психолога, нумеролога", физика по образованию и автора четырех книг стихов (с "Шорохом времени"). Стало быть, специфические занятия поэтессы не могли не найти отражения в ее творчестве:



Равновесие

вес
бабочки
может стать
последней каплей



Наказание

бессмертие
наказание
пустотой

Впрочем, может быть, наоборот — стихи Елена Павлова писала для того же, для чего и эссе, то есть для просвещения своей потенциальной публики. Эссе "Управлять реальностью — владеть жизнью" в популярной форме доказывает теорию, что человек силой концентрации собственной воли способен "растягивать время" для принятия ответственных решений в критические ситуации и даже для продолжения собственной жизни. Спорить с этой теорией не хочется — она оптимистическая и глубоко гуманная. Другое дело, что одной точки зрения, даже аргументированной, недостаточно, чтобы ввести такую теорию в широкий оборот. Возможно, Елена Павлова как раз и хочет "достучаться" до широкого круга читателей посредством художественных произведений, высказать свою точку зрения и свою систему знаний через стихи. Безусловно, это дело вкуса и выбора читателя, принимать ли поэзию Елены Павловой как руководство к действию. На мой взгляд, стихи самодостаточны и пишутся ради стихов. Мне не очень симпатичны литературные произведения, созданные по каким-либо поводам или с какими-либо целями, воспитательными ли, просветительскими, медитативными и пр. Но весьма вероятно, что для кого-то поэзия Елены Павловой окажется не только эстетически приятна, но и полезна.

Елена САФРОНОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.