
Трогательное звучание фильма: светлая музыка жизни, рассекаемая молниями трагических изломов…
Постепенное сочетание живописных кадров, повествующих об орнаментах жизни – насыщенной и грустной, подразумевающей свободу выбора и нет, дающую разнообразные пейзажи, в которые вписаны люди…
Евгений Степанов – поэт, издатель, прозаик, филолог, переводчик с французского языка. теолог, получивший образование в Швейцарии. Много творческих ипостасей у этого незаурядного и не знающего отдыха человека. И все это видно в его авторском фильме.
Поэт выступает в данном случае не только в роли продюсера, сценариста и режиссера, но и в роли актера, играющего… самого себя… Или почти самого себя. Образ главного персонажа совмещает мудрость и стойкость, грусть и напряженные ритмы работы.
В фильме заняты родственники Евгения Степанова, его близкие, соседи, коллеги по работе, милые домашние животные – о, феноменально естественные актеры…
Вот явь подмосковного поселка Быково, где б
ольшую часть времени живет поэт, занимаясь (в том числе) работой на земле: раскрывается теплица, утром нежно набирающие силу и плоть огурцы-помидоры издают ароматы, пьянящие, как молодое вино…
На участке растут грибы.
На участке растут картошка, яблони, груши, смородина, клубника и даже виноград «Изабелла»…
Участок может прокормить.
Соседка (актриса
Надежда Ковакина) готовит аппетитные оладушки… Видно, что очень вкусные, особенно – если с вареньем из собственной смородины…
Русское (какое-то дореволюционное, усадебное!) чаепитие на веранде.
Подмосковные пейзажи… Они красивы: монументальная зелень (растения!) представлена так, будто каждый листок – лицо: как не вступить в диалог с этими милыми существами!..
Звучат стихи. На русском и французском языках. Стихи автора.
Степанов читает четко – без пустого позерства, без пафосного псевдоактерства…
Потом все перемещаются на юг.
Слоятся морские пейзажи: автор любит Геленджик, куда ездит почти пятьдесят лет – с пионерского советского детства.
Нежность морского рисунка соответствует нежности, объединяющей семью поэта…
Снова звучат стихи.
Потом – фрагмент работы: поэт-издатель, специалист по романской филологии, говорит по-французски с автором из Люксембурга о переводе стихов, о тревожной напряженности в мире, о том, что в третьей мировой войне не может быть ни победителей, ни побежденных: дачный старинный (еще советский!) телефон соединяет дальние расстояния.
Опять природа. Потом – город. Московские бытовые зарисовки. Московская квартира. Диалоги. Диалоги о смысле жизни. О главном. О том, что у Бога мертвых нет. О том, что все едины и объединены (спасены!) Христом. «Когда люди это поймут, – говорит главный герой, – может быть, и войны закончатся».
Здесь нужно отметить профессиональную и выразительную игру не только Евгения Степанова, но и
Анны Нанданакумар (ФРГ), известной немецкой актрисы русского происхождения, дочери автора фильма, и
Ольги Ефимовой, которая ранее снималась во многих его короткометражных игровых лентах.
Фильм красив – мыслями и природой, лицами и музыкой, стихами и видами старинного дачного дома… Дом – тоже главный герой фильма. Каждая деталь сруба несет в себе определенную метафорическую нагрузку. Об этом, уверен, еще будут написаны киноведческие статьи.
Фильм сложен – орнаментом непростой и яркой жизни.
Много музыки. Она звучит почти постоянно. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Рахманинова, «Времена года»
Вивальди, песня «Иерей» (слова поэтессы, актрисы и скрипачки Ольги Ефимовой
, которая играет в фильме одну из главных ролей) современной замечательной группы «Эльф и люди»…
Музыка как дополнительный (и важнейший!) смысл картины.
Поражает звучащее в фильме трагическое и пророческое стихотворение поэта, написанное в далеком 2005 году в Киеве, которое называется «Предчувствие войны»:
Фильм – для внимательного просмотра. Для думающих людей.
Не для развлечения.
Фильм щемящ, еще и потому, что какой бы выбор нам не был предложен, все завершается… известным образом, и даже вера, очевидно составляющая серьезный (главный!) пласт жизни поэта, не избавляет ни от страха смерти, ни от неведения, что за ней…
Но, идущий от световой вертикали, фильм отрицает всякую безнадежность, вливаясь в зрительскую душу широкими интересными лентами бытия…
Как говорит поэт, режиссер и богослов Евгений Степанов, «Мы все – единый организм. Христос-Человечество».