Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 3 — 4 (2008)



ФОРУМ В ЛИПКАХ


В последнюю декаду октября подмосковный пансионат Липки уже в восьмой раз стал местом проведения Всероссийского Форума молодых писателей, организованного Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова. В этом году заявки на участие подали авторы из 76 регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Индии и Израиля. Сквозь сито профессионального отбора прошли 159 литераторов, сформировавших 15 семинаров. Руководителями мастер-классов стали критики и редакторы таких известных литературных журналов России, как «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Дружба народов», «Арион», «Наш современник», «Иностранная литература», «Современная драматургия». Также под эгидой «Вопросов литературы» был организован семинар для критиков, а детский журнал «Простоквашино» собрал авторов, пишущих для самой главной аудитории. По ряду причин, к сожалению, не смогли участвовать в работе мероприятия журнал «Москва», а также ряд сильных региональных изданий, в прошлые годы проводивших свои семинары.
В этом году состав участников существенно обновился: более половины авторов приехали в Липки впервые. Столь резкая смена состава произошла лишь в этом году, ранее, как правило, дебютанты составляли не более трети от общего числа. Наверное, чего-то подобного стоило ожидать — все-таки возрастная планка семинаров ограничена 35 годами, и многие из тех, кто принимал участие в первых Форумах, ныне могут уже считаться мэтрами: Денис Гуцко стал лауреатом Букера, Захар Прилепин и Герман Садулаев — финалистами этой премии. Известность получили и участники поэтической части Липок: Андрей Гришаев, Игорь Белов, Анна Русс, Андрей Нитченко — этими именами список далеко не исчерпывается.
Выступая на пресс-конференции, посвященной открытию Форума, Сергей Филатов сказал: «Насколько я понимаю, форум свою задачу выполняет. Анаша задача не только в том, чтобы находить молодых писателей и продвигать их. Наша задача еще и в том, чтобы эти молодые таланты развивали свой талант в регионах. Это очень важно, потому чтосуществует тенденция, что они скапливаются в Москве. Что такое писатель в регионах —  объяснять, я думаю, не надо. Это великое достояние региона и тех людей, которые там живут».
Довольно близкую точку зрения в интервью «ЛИ» высказал главный редактор журнала поэзии «Арион» Алексей Алехин.
— Алексей Давидович, в чем, на Ваш взгляд, главная особенность, выделяющая Форум в Липках среди прочих литературных семинаров, в том числе имеющих определенную историю, как, например, семинар поэзии и малой прозы, проводимый Леонидом Костюковым?
— Во-первых, отличие семинара в Липках в том, что он главным образом — не для москвичей. В Москве найти литературное объединение нетрудно, в Петербурге — труднее, но тоже можно, а вот молодым литераторам, живущим по всей России, очень нелегко. Это и понятно: хотя в провинции живут хорошие поэты старшего поколения, но в каждом отдельном городе их немного, а ведь далеко не всякий обладает желанием и даром кого-то учить. Конечно, в буквальном смысле «научить» писательскому мастерству невозможно. Но старший наставник с его кругозором и литературным опытом, да и просто с опытом жизни — великая подмога. А вероятность встречи с ним в провинции куда меньше, чем в столицах.
Быть писателем или поэтом вообще трудно, быть молодым писателем или поэтом тяжело вдвойне, а быть молодым писателем или поэтом в провинции — втрое. Поэзия вообще одинокое занятие, поэт в определенной мере отчужден. Это ощущается и в крупных городах. Вот недавно мы ездили с «Литературным экспрессом» по Сибири, и в одном большом городе, где, кстати, немало интересных поэтов, ко мне подошел молодой стихотворец и сказал: «Спасибо, что приехали. А то у нас ощущение, что мы занимаемся абсолютно бессмысленным делом».
Я понимаю это чувство оторванности. А когда в провинцию приезжают известные поэты или писатели, живущим там коллегам легче осознавать свою общность, чувствовать себя частью великой литературы. И быть может, именно это ощущение причастности к большой культуре — то главное, что получает молодой автор из провинции, приезжая сюда. Он видит старших коллег, посвятивших жизнь тому же, что и он сам, делу, — и добившихся в этом деле успеха, и уже это позволяет ему чувствовать себя тем, кем и положено: не изгоем, а солью земли!
Во-вторых, молодые авторы находят здесь друг друга, обретают собеседников. В этом, кстати, есть и плюсы, и минусы: минус в том, что молодые норовят соревноваться с ровесниками — а соперничать надо с Гомером, Шекспиром, со Львом Толстым... Но главное — возникает круг единомышленников. И эта общность держится. Не случайно в Липки регулярно приезжают и участники прошлых форумов, которые сами уже не принимают участия в семинаре, — приезжают «своим ходом», потому что для них это важно.
И в-третьих, вот эти лекции, встречи: молодые литераторы видят лучших поэтов, экономистов, политиков России. То есть по своему кругу, по уровню эти лекции именно для тех, кто призван быть «солью земли» — как и положено писателю...
Раз уж у нас зашел разговор о региональной тематике. Вы ведь уже далеко не в первый раз участвуете в работе семинара. На Ваш взгляд, существуют разброс в количестве и качестве авторов из разных регионов? То есть можно ли выделить какой-то наиболее успешный регион — при всей условности понятия «успешность»?
— Вы знаете, по Липкам выделить не удастся, наверное. Я руковожу только одним семинаром, туда могут, например, записаться люди знакомые друг с другом, из территориально близких областей. Но вот по опыту работы редактора поэтического журнала, который имеет дело с потоком, действительно получается очень интересная картина. Это удивительно, этого нельзя объяснить: почему, например, в Омске, в Перми много интересных молодых поэтов, и в Екатеринбурге много, особенно, пожалуй, в Екатеринбурге — хотя Бори Рыжего уже нет, а другие — кто уехал в Москву, кто за границу. А вот, скажем, в Челябинске — меньше. И в Воронеже тоже. А в Нижнем Новгороде опять-таки больше. А в Туле, например, я могу сходу вспомнить только одного поэта, правда замечательного...
— Алексея Дьячкова?
— Да, Алексея Дьячкова. Мы сейчас готовим его книгу к изданию. Там, конечно, есть еще авторы, но вот такого уровня, пожалуй, он один. Или, в Петропавловске-Камчатском наверняка многие пишут стихи, но я могу назвать тоже только одного: Андрея Егорова, хотя он сейчас переехал в Ярославль. Так что это поэтическое неравенство регионов поразительно. Но и переменчиво: завтра все может выглядеть по-другому.
— А вообще на Ваш взгляд возможны какие-то региональные программы со стороны толстых журналов?
— Конечно. Более того, эти программы существуют. При содействии Фонда Сергея Филатова, я знаю, проводятся некоторые региональные совещания молодых писателей, например, в Приволжском федеральном округе. В прошлом году я вел мастер-класс в Саранске, в этом году, кажется, такое же совещание пройдет в Перми. Да и в других регионах все чаще проводятся подобные семинары. И в значительной мере моделью для них послужил именно Форум в Липках. И я думаю, все это должно и будет развиваться.
...То, что Алексей Алехин в своем интервью скромно обозначил пунктом «в-третьих» — встречи с известными российскими литераторами, занимало на Форуме далеко не третьестепенное место. Украшением заключительного дня стал творческий вечер всех лауреатов премии «Поэт»: в течение двух часов перед аудиторией выступили Александр Кушнер, Олеся Николаева, Сергей Чухонцев и Тимур Кибиров. Разумеется, этот вечер был не единственным: в рамках Форума состоялись выступления Сергея Гандлевского, Андрея Битова, Владимира Маканина; был также представлен спектакль театра Марка Розовского «Песни нашего двора».
Сами участники семинаров, особенно та их часть что представляла нестоличную часть литературного сообщества, тоже не упустили возможности выступить в Москве. Еще до открытия Форума в клубе «Улица ОГИ» прошел вечер калининградца Игоря Белова. Однако основная часть авторов предпочла провести творческие встречи после завершения официальной части. Весьма масштабной стала акция, устроенная Товариществом поэтов «Сибирский тракт» в клубе Русского института. На вечере выступили свыше 20 авторов — резидентов Товарищества и его гостей. Мы побеседовали с двумя поэтами, запомнившимися как по семинарам в Липках, так и по чтениям на вечере «Сибирского тракта».
Алексей Кащеев, несмотря на молодость (ему 22 года), участвовал в Форуме уже в пятый раз:
— Алексей, что на Ваш взгляд изменилось за эти годы?
— Наверное, прежде всего — отношение самих участников Форума к мероприятию. Год от года оно объективно воспринимается как все более и более авторитетное. Это уже не междусобойчик и не банальная тусовка с обязательным «семинарско-лекционным» компонентом — это серьезное культурное событие, которое кардинально изменило творческий путь многих из участников Форума и серьезно повлияло на тенденции молодой литературы. Возможно, прозвучит пафосно, но я совсем не исключаю, что через десятилетия главы о Форумах в Липках и их участниках войдут в литературоведческие работы о рубеже XX-XXI веков. Это действительно серьезная заслуга организаторов и участников Форума, ведь создание культурной среды на разоренной 90-ми почве сравнимо разве что с ревизионным, то есть повторным, хирургическим вмешательством, когда приходится идти к истокам анатомических структур через спайки и рубцы.
— За прошедшее время Вы побывали на семинарах практически всех литературных журналов. Кто из мастеров оказался наиболее полезен?
— От каждого из мастеров и от каждого из журналов я вынес свое. Тем не менее, наиболее комфортными и полезными для меня были мастер-классы «Знамени» под руководством Сергея Ивановича Чупринина и Сергея Марковича Гандлевского. Сочетание детального, профессионального разбора и демократической атмосферы с — это наиболее важное! — гуманным отношением даже к самым слабо одаренным авторам — это и есть «человеческое лицо» литературного семинара.
— Я знаю, что по «мирной» профессии Вы — врач. Исходя из опыта общения с другими авторами, способствует ли специальное образование (например, Литературный институт) качеству письма или это не важно?
— Мне никогда не приходило в голову ориентироваться при общении с автором на его профессию. Она, конечно, отражается на манере письма и тематиках письма — но не более чем оконченная автором средняя школа, вес тела или просто вид из окна. Что до Литературного института, то ничему он поспособствовать, скорее всего, не может, потому что процент литературно одаренных людей наверняка одинаков в любом ВУЗе, офисе или государственном учреждении. В отличие от надпочечника и позвонка, одаренность — некая «лишняя шестеренка», аномалия, даваемая человеку от рождения и прямо не зависящая от внешних факторов, развивающаяся сама в себе и сама с собой, живущая в собственном времени и не понимающая языка дипломов. Вряд ли Литературный институт заставит писать лучше заурядного менеджера или хуже — талантливого поэта.
— Любовь литераторов к алкоголю, столь заметная на этом форуме, — случайность или неизбывный факт русской литературы?
— Как врач я не одобряю употребление алкоголя и наркотиков, как пишущий человек — отношусь к этим вредным привычкам с пониманием и неприкрытым интересом. В конечном счете, у каждого из нас есть базовое право — сделать со своей жизнью все что угодно, и именно это право напрямую граничит с внутренней свободой, которая и есть творчество. Какие жертвы готов человек принести для того, чтобы оказаться на «критической черте», — это его личное дело, и осуждать его неверно. Лично я не знаю ни лично, ни по истории талантливых литераторов, не имевших пороков. Ну и хорошо.
В отличие от Алексея, Инна Домрачева впервые приняла участие в Форуме литераторов. При этом автор она вполне состоявшийся, ее стихи печатались в «Урале», «Волге», других литературных изданиях. С этого мы и начали разговор.
— Инна, Вы довольно известный автор. Ваши стихи неоднократно печатались в «толстых» журналах. Оказался ли Форум полезен для Вас?
— За «известного автора», конечно, спасибо… Форум возник в моей жизни как нельзя более вовремя. Я как раз оказалась в серьезном творческом тупике, возникло чувство, что я что-то кардинально делаю не так. Мастера на семинаре (Андрей Василевский и Алексей Алехин) подсказали, в чем, по их мнению, состоит проблема. Вероятно, они правы. Очень полезно было посмотреть, как пишут коллеги. Творческие отчеты, практикуемые, например, нашим сообществом «Сибирский тракт», весьма интересны и эффектны, но не дают возможности взглянуть на кухню автора. А подробный разбор находок и промахов полутора десятков совершенно разных по манере авторов — это очень богатый материал для размышлений. Но главное, пожалуй, — это сама атмосфера Форума, возможность просто поговорить с собратьями по цеху. Ну, вот рыбаки любят собираться и говорить об особенностях подледного лова? Так писатели — тоже люди…
— Один из мастеров по итогам прошлогоднего Форума заявил, что его уровень сопоставим с уровнем среднесоветского ЛИТО. Каковы Ваши впечатления?
— Боюсь, мне сложно судить даже о позднесоветстких литобъединениях… Что до уровня Форума в целом, тут я, к сожалению, тоже недостаточно компетентна. Наш семинар был настолько интересным и насыщенным, что никак не удавалось сбежать и сопоставить с остальными мастер-классами. Вот к нам вольнослушатели ходили, конечно…
— Легко ли, пусть в провинциальном, но таком крупном и с мощными литературными традициями городе, как Екатерин-бург, найти единомышленников-литераторов? Как вообще там обстоят дела с литературными школами, со студиями?
— Ну, положим, провинциальность Екатеринбурга Вы несколько преувеличили, хотя несколько моментов есть. Самый неприятный из них — это отчетливое стремление поделиться на школы и прочие генеральные линии. Мне иногда бывает очень обидно, что любое выражение одобрения симпатичному тебе автору превращается в поддержку его школы, а после малейшего межличностного конфликта между представителями разных направлений неписаный кодекс чести требует от «школяров» посещать только «свои» мероприятия.

Андрей Пермяков
 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.